Два дня подряд в Тонике трио Satlah записывало новый альбом, готовящийся к выходу в начале следующего года. По этому случаю цена на вход была снижена до предела, а на второй сет можно было остаться бесплатно. Идея записывать альбом живьем принадлежит, судя по всему, покровителю музыкантов - Джону Зорну. В качестве звукоинженера был приглашен ни кто иной, как великий Джим Андерсон, записавший бессчетное количество великолепных джазовых альбомов. Именно он, в частности, был звукорежиссером десяти альбомов квартета Masada. Несмотря на дешевизну билетов и небольшую рекламу в клубе, на первый сет собралось не так уж и много зрителей, многие из которых были родственниками и знакомыми музыкантов. Кое-кого из них я видел в зале и на сцене клуба две недели назад во время джема Джона Зорна (см. дневник за 3 ноября). Однако к концу вечера зал был забит до отказа. В антракте появился и сам Джон Зорн. Всю вторую половину концерта он просидел рядом с Джимом Андерсоном, но в процессе записи, как мне показалось, не участвовал.
Перед тем, как рассказать о концерте, напомню, что Satlah это: Дэнни Замир на альт, а в последнее время еще и на сопрано саксофонах; Кевин Зубек на ударных и Шанир Эзра Блуменкранц на контрабасе. Кроме того музыканты используют магнитофон с записями молитв и песен на иврите, игрушки и перкуссионные инструменты.
В последний раз я был на концерте трио примерно полгода назад (см. дневник за 9 марта) и уже тогда поразился насколько интереснее и глубже их музыка по сравнению с единственным вышедшим альбомом. Альбомом, надо сказать, очень хорошим и удивительно свежим. С тех пор Satlah еще больше изменились, а их репертуар пополнился новыми, не похожими на те что были год назад, композициями. Говоря коротко, на смену околомасадовским фриджазовым еврейским быстрым мелодиям с игрушками, монотонным бормотанием на иврите и скоростной саксофонной техникой пришли лирические композиции с лидирующим сопрано саксофоном, красивые лишь с небольшим привкусом востока пьесы с нетривиальной сменой ритма и громкости, объемные и яркие соло на контрабасе и более насыщенная и изысканная игра ударных. Стало отчетливо видно, что Satlah может играть разную музыку, не придерживаясь какой-то одной найденной и выверенной линии.
Некоторые композиции (или как их называет лидер трио - Дэнни Замир - стихи) были сыграны в обоих сетах, но от этого слушатели скорее выиграли, так как во второй раз звучали они совершенно по-другому. Не знаю почему, но отсутствие названий композиций Замира, мне импонирует. В самом деле, для того, чтобы их различать достаточно номера, а образы у слушателей могут возникнуть абсолютно разные, поэтому не стоит пытаться обуздать воображение, навязывая собственные ассоциации. Единственным исключением из "стихотворной" программы концерта-записи, была композиция с не менее абстрактным названием "?" ("question mark" - "знак вопроса"). Судя по всему ей не достался номер только потому, что слишком много всего было в ней намешано, и, возможно, она родилась во время какого-нибудь джема.
Пожалуй, хватит описывать то, что играли музыканты - пора сказать как они играли. Такого потрясающего именно джазового концерта я не ожидал. Два с половиной часа непрекращающегося совершенного звука, изобретательной, но, вместе с тем, легкой для восприятия музыки и неистощимой энергии с лихвой хватило бы на несколько концертов. Никаких накладок, ни одного намека на то, что музыканты устали, и лишь постоянное желание сыграть еще лучше. Удивительно, но и зал воспринимал это далеко не самое тривиальное выступление с неослабевающим энтузиазмом и отпустил Satlah только тогда, когда пришло время настраиваться музыкантам другого ансамбля, играющим в полуночном сете. Я в который раз сумел насладиться сложившимся уникальным звуком саксофонов Дэнни Замира, равно как и оценить в полной мере игру Кевина Зубека и Шанира Эзры Блуменкранца. И барабанщик, и басист вполне сложившиеся музыканты, играющие вместе не только в трио Satlah, но и в других ансамблях. В трио они все чаще (по сравнению с прошлым годом) играют дуэтом, дополняя и контрастируя друг с другом и с саксофонистом Замиром. И, хотя вопрос о лидере в трио не возникает, Satlah можно уверенно назвать ансамблем солистов.
Без всякого сомнения сделанная запись в скором времени увидит свет. О ее качестве можно судить по тому, как прошел концерт и кто его записывал. Уверен, что альбом получится превосходным. Осталось только дождаться конца зимы...