Blog (archive): 12 сентября 2000 г. - Винисиус Кантуария и Стивен Бернстин

В прошедшую пятницу я в очередной раз выбрался в Тоник. В основном меня интересовал полночный концерт Millenial Territory Orchestra Стивена Бернстина, но приезжать в такое время в клуб мне не нравится, поэтому я отправился пораньше и застал там второй сет очередного выступления бразильского гитариста Винисиуса Кантуарии, которого я видел уже не раз (см. дневник за 31 мая и за 17 июля).
Программа гитариста мало чем отличалась от прошлого раза. Зато она обрела название - "Brazilian Dream Night" - и вместо одного барабанщика Джои Барона на сцене присутствовали два перкуссиониста: Дэви Виейра и Маривальдо Дос Сантос. К сожалению я вынужден использовать слово "присутствовали", потому что даже вдвоем они ни в коей мере не заменяли энергичного Барона. Какие-то они были вялые и медлительные. Кроме них в концерте принимала участие не заявленная в программе скрипачка Дженни Шайнман. Именно ее игра внесла хоть какую-то остроту в происходящее. Впрочем, меланхоличная бразильская музыка, исполняемая Винисиусом все равно под конец усыпила пол зала. Не знаю как остальным слушателям, но мне показалось, что пора бы наконец хоть как-то изменить неизменно повторяющуюся программу.

Steven Bernstein's Millenial Territory Orchestra я тоже уже однажды видел (см. дневник за 9 марта). В прошлый раз я писал о том, что в скором времени оркестр сможет играть не только по ночам, но и в нормальное время. Теперь я думаю, что это не так, и Стиву Бернстину нравится выступать именно в это время. По крайней мере, если не считать того, что на дворе ночь, и выбираться домой через весь город довольно долго, у таких сетов есть одно огромное преимущество: играть ансамбль может практически сколько угодно.
Состав оркестра довольно сильно изменился. Струнная группа сократилась до единственного скрипача Чарли Бернхима, исчез аккордеон, и вместо одних музыкантов появились другие. Всего в оркестре играло девять человек: сам Бернстин, сменивший трубу на корнет, но по-прежнему играющий еще и на слайд-трубе; саксофонист-кларнетист Крис Спид, саксофонисты Майкл Блейк и Эрик Лоуренс, тромбонист Арт Барон, скрипач Чарли Бернхим, контрабасист Бен Эллисон, барабанщик Джим Блэк и гитарист Дуг..., фамилию которого я к сожалению не разобрал. Забавно, но из всех музыкантов именно этого гитариста я не смог сфотографировать, так как он был полностью скрыт пюпитрами.
Играл оркестр куда более сыграно, чем в прошлый раз. Очевидно, что теперь материал уже хорошо отрепетирован, и Стивену не приходилось заставлять музыкантов играть снова и снова. Почти не было и пространных комментариев по поводу политической ситуации в городе и в мире. Бернстин играл меньше чем обычно, зато чрезвычайно мощно солировал Арт Барон. Впрочем его мастерству удивляться не приходится, ведь он играл даже в оркестре самого Эллингтона еще при жизни бэндлидера.
В каком-то смысле Millenial Territory Orchestra можно рассматривать как продолжение Kansas City Band из одноименного фильма. Тот оркестр, если кто не помнит, состоял исключительно из будущих и настоящих звезд черного джаза. Стив Бернстин руководил этим оркестром, но по очевидным причинам сам в нем не играл. Конечно это не просто копия того бэнда. В фильме задачей Стивена было относительно точное воссоздание атмосферы середины тридцатых годов. Тут же никаких рамок нет и материал подается абсолютно современно и с немалой долей иронии. Так нарочито громкие и аритмичные соло виртуозного Джима Блэка постоянно вызывали смех в зале, а соревнование на саксофонах Спида, Блейка и примкнувшего к ним в конце Лоуренса лишь отчасти напоминали соревнование Джеймса Картера с Джошуа Редманом и больше смахивали на откровенную пародию. Импульсивный Бернстин столь энергично руководил оркестром, что всем приходилось выкладываться по максимуму, а потому мне сложно выделить кого-то одного из музыкантов. Некоторое своеобразие придавали ансамблю скрипка и игра гитариста слайдом.
Под конец концерта зал никак не хотел отпускать музыкантов просто так и тогда Стивен Бернстин, видимо вспомнив прошедший за день до этого концерт зорновской Кобры (см. дневник за 08 сентября), устроил небольшое шоу, заставляя оркестрантов играть всего по две-три ноты по очереди постоянно наращивая темп. Помучив их таким образом пару минут он взмахнул рукой, выдержал небольшую паузу и немедленно оркестр заиграл вновь какой-то очень лихой и громкий свинг. На этом концерт закончился.
В ближайшее время Стив Бернстин представит еще несколько проектов. Среди них квартет Sex Mob, который выступит вместе со струнным квартетом и еврейско-латиноамериканский ансамбль Diaspora Soul, собранный изначально для записи одноименного альбома на фирме Tzadik, а недавно вновь начавший концертировать. Ну, что же, поживем - увидим.

<<<<    Ivan Shokin's diary home    >>>>
design bystudio-o.com | links: