Blog (archive): 08 сентября 2000 г. - John Zorn's Cobra в Тонике

Джон Зорн продолжает концерты в Тонике. На сей раз настала очередь показывать его игровые импровизации под общим названием "Cobra". Не так давно там же проходил экзотический хип хоп вариант представления (см. дневник за 26 июля), ну а прошлой ночью все было более стандартно. Как и в прошлый раз сам "дирижер" сидел в зале и показывал карточки, в то время как на сцене, а частично и рядом с ней, располагались музыканты. Их было много: барабанщицы Сьюзи Ибарра и Лаура Кромвель, виолончелисты Фред Шерри и, если я ничего не путаю, Пегги Ли, трубач Стивен Бернстин, тромбонист Куртис Хассельбринг, контрабасист Марк Дрессер, скрипачка Дженни Шайнман, пианистка Сильвия Корвузье, гитарист Крис Кокрейн, клавишник Джеми Сафт и электронщица Икуи Мори. Удивило меня, пожалуй, только присутствие в этой реинкарнации Кобры Бернстина, хотя, как я понял, он-то как раз был очень к месту. Кстати, в отличие от прошлого раза было похоже, что все музыканты понимали, как и что играть, и никто из них не сидел с потерянным видом и не таращился на Зорна в силах понять, что надо делать и когда.
Писать про Кобру довольно сложно. С точки зрения конструкции произведения все довольно схематично: музыканты играют по строго определенным правилам, руководствуясь знаками "дирижера", если он без шапки, или кого-то из музыкантов, если музыкант и "дирижер" в шапке. Всех правил я, честно говоря, не знаю, но ясно, что есть карточки, на которых указаны номера кусков импровизаций, а, кроме того, на них иногда указаны буквы, обозначающие что делать дальше и цвета они разного, так что играть нужно руководствуясь обращая и на это внимание. Вдобавок ко всему иногда "дирижер" показывает кому играть и иногда подает знак о том, что нужно отметить сыгранный кусок на бумаге. Но это все теория. На практике радостные и слегка путающиеся музыканты играют контрастирующие друг с другом импровизации и, надо сказать, делают это очень неплохо.
Конечно слушать Кобру в записи не так интересно, как наблюдать за тем, как разворачиваются события на сцене. Это самый настоящий спектакль. Музыканты устраивают дуэли, стараются переиграть друг друга, все время изобретают новые приемы игры и ужасно переживают, если сделали что-то не так. Самое поразительное во всем этом то, что в результате получается совсем нетривиальная музыка, которую нечасто можно услышать даже тогда, когда музыканты заранее готовились играть какие-то темы и репетировали перед концертом. Никакой механистичности или однообразия в этой музыке нет. Очевидно, впрочем, что все в немалой степени зависит от исполнителей, которые были более чем достойны. Наиболее интересным был момент когда три маленьких группы играли как бы поперек друг друга. Стив Бернстин, Марк Дрессер и Сьюзи Ибарра играли типичную бернстиновскую джазовую тему, Сильвия Корвузье вместе с Фредом Шерри - что классическое, а Джэми Сафт, Крис Кокрейн и Лаура Кромвель - какую-то электронно-роковую собачатину. Джон Зорн заставлял их играть то вместе, то по очереди, а то и вовсе замолкать. При этом никто ни разу не сбился и не сыграл поперек. Тут-то я в который раз оценил способность Бернстина, который в какой-то мере играл роль первой скрипки, незримо вести ансамбль за собой. Думаю, что лишь недавно он смог открыто реализовать этот талант, а до этого лишь немногие знали, что именно он был главным аранжировщиком ансамбля Lounge Lizards и музыкальным руководителем Kansas City Band из одноименного фильма, собравшего всех звезд черного джаза девяностых.
Отыграли "кобровцы", что и говорить, отменно. Несмотря на то, что такого веселья как с хип хоп вариантом не было, этот сет был очевидно более интересным. Вообще, приятно, что каждое новое представление Кобры уникально и неповторимо. Надеюсь, что Джону Зорну не надоест и в дальнейшем экспериментировать с этим проектом.

<<<<    Ivan Shokin's diary home    >>>>
design bystudio-o.com | links: