Заглянув очередной раз в анонс Тоника, я наконец-то обратил внимание на строчку "July curated by John Zorn" и понял, что удивляться столь насыщенной программе было глупо. Естественно Зорн собрал в этом месяце всех своих именитых коллег и даже несколько раз выступал сам. Конечно другие кураторы во время собственных месяцев чуть ли не жили в клубе, но от Зорна этого ждать не приходиться. Три выступления за десять дней - это тоже совсем неплохо.
В прошедший понедельник состоялся самый веселый и популярный концерт с участием Джона Зорна на этот раз в роли дирижера или, скорее, ведущего. Ни разу еще я не видел столь разношерстной толпы, собравшейся в тот вечер в Тонике. Все билеты были проданы заранее, что для клуба, привыкшего иногда принимать десять-пятнадцать слушателей тоже нехарактерно. Виной тому, как и на прошлой неделе, когда в этом же зале собрались зорноманы и медескилюбы, стало то, что на концерт пришли как любители зорновских безумств, так и почитатели сладкоголосой японской поп-группы Cibo Matto. В результате толпа представляла собой пеструю смесь солидных авангардистов и молоденьких девочек - завсегдатаев дискотек. Cibo Matto должны были устроить эту вечеринку где-то в Бруклине, правда участие Джона Зорна не предполагалось. По причине того, что билеты не раскупались, а вдобавок ко всему в тот же день в Тонике же играла Masada концерт отменили. И вот теперь такой феноменальный успех.
В Cibo Matto очень много участников, и до конца я так и не понял, кто же там играет постоянно, а кого пригласили поучаствовать только в этом представлении. По крайней мере я знаю точно, что Шон Леннон постоянный участник группы, а принимавшие участие в концерте в понедельник Арто Линдси и Бен Перовски - гости. Кроме них были еще два диджея (один с вертушками, а другой - с каким-то хитрым семплером, в который был встроен терменвокс), контрабасист, еще один барабанщик, органист, судя по всему главная в группе барышня, игравшая на синтезаторе, а также пара совершенно уникальных исполнителей: человек, имитирующий звуки вертушек и прочих диджейских инструментов и барышня, выглядевшая лет на тринадцать и обладающая детским сахарным голоском. На самом деле все японцы скорее всего намного старше, чем они выглядят на первый взгляд, но эту свою детскость они очень старательно демонстрировали.
Зорновская Кобра представляет собой некоторую наукообразную игру, во время которой музыканты на сцене импровизируют по специальным правилам и в определенной последовательности. Дирижер-ведущий управляет всеми музыкантами, число которых может быть сколь угодно велико, с помощью специальных цветных табличек с цифрами и буквами, а также с помощью специальных знаков и шапок, которые есть у него самого и всех музыкантов. При этом по ходу представления в зависимости от ситуации и от того, в шапке ли ведущий и кто-либо из музыкантов, управление ансамблем может быть передано кому-то из них. В обязанности ведущего и музыкантов входит также отображение на бумаге последовательности исполненных кусочков импровизации, которые были исполнены, в виде схемы, которая и в самом деле похожа на змею. Именно поэтому такая музыкальная игра-импровизация получила название Кобра.
До этого я слышал игровые импровизации Джона Зорна только в записи и в основном они были достаточно сложны и нетривиальны для восприятия. На этот раз материал и исполнители были подобраны таким образом, что не глядя на то, что делает Зорн, можно было бы и не догадаться обо всей этой сложно подоплеке. В основном получался самый обычный танцевальный хип хоп лишь иногда, в основном стараниями Арто Линдси, превращающийся в развеселые голосовые авангардные состязания. Поразительно легко в это музыкальное нагромождение вписался Бен Перовски, который, не считая человека-вертушки, просто не замечавшего знаков о том, что ему надо замолчать, играл больше всех. Совершенно неуместным выглядел на сцене Шон Леннон. У меня возникло ощущение, что он не только не умеет толком играть на басу, но и не понимает, как устроена зорновская игра. Впрочем, при таком скоплении музыкантов он особенно и не мешал.
Отыграв почти не останавливаясь полтора часа, музыканты ушли отдыхать, а на улице возле клуба уже собралась огромная толпа в ожидании второго сета. Для Джона Зорна это выступление было, по-моему, еще большим развлечением, чем для публики. Да и остальные музыканты развлекались от души. Продолжения этого мероприятия я не жду, но если вдруг Cibo Matto и Зорн решат повторить представление, то я попробую обзавестись билетом заранее, а то вдруг опять будет лом.