Наконец-то я собрался привести в порядок первую часть дневника и начать записывать новые впечатления о концертах во второй части. Из-за того, что с момента последней записи прошло почти три недели сегодняшние заметки будут короткими и, наверное, почти без эмоций (поди вспомни как оно там было на самом деле). Впрочем, про многие концерты я уже писал для Поля.ru. В ближайшее время, если не забуду, выложу копии этих текстов на этот сервер тоже.
В конце июня мы пошли в только что открывшийся B.B.King слушать Джонни Винтера. Огромный клуб на 500 сидячих мест напоминает увеличенный вдвое Joe's Pub. То есть вместо сцены в углу, низкого партера и более высокой части с баром по двум сторонам от зала здесь сцена примыкает к одной из стен, а поднятая часть располагается по трем оставшимся сторонам. Как это ни странно, но пафосное и дорогое место произвело на меня довольно приятное впечатление, возможно из-за того, что клуб новый и весь персонал изо всех сил старается угодить публике. К тому же еще и звук очень хороший.
Для меня Винтер был одним из главных вкусообразующих музыкантов. Лет восемь назад почти ничего не зная о блюзе я отправился в универмаг Московский за виниловыми пластинками из уже несуществующей к тому моменту ГДР. Фирма Amiga после объединения с кем-то западным распродавала свои старые запасы. Таким образом многие пластинки попали в Москву. Надо сказать, что восточные немцы выпускали серию блюзовых альбомов, сопровождая каждую пластинку большой статьей о музыканте несколько переиначивая оригинальный дизайн. В отличие от фирмы "Мелодия" альбомы выпускались по лицензии, хотя по какому принципу они отбирались я так и понял. Так вот, придя в магазин и увидев пластинку с тощим белым татуированным парнем в шляпе и со стальной гитарой в руках, я немедленно попросил ее поставить и совершенно обалдел от жесточайшего агрессивного гитарного звука и столь же мощного хриплого голоса. Так началось мое знакомство с белым техасским блюзом. С тех пор я переслушал почти все альбомы Джонни Винтера, но до сих пор аллигаторовская "3rd Degree" остается моей любимой пластинкой.
Последние новости о Винтере были неутешительны: он болен, выступает немного, студийных альбомов не выпускал с 92-го года. Все это немного пугало, но пропустить его выступление я не мог. На сцену ему и впрямь подниматься сложно, и даже гитару одеть без посторонней помощи тяжело. Но в музыкальной части все осталось почти без изменений, разве что в репертуаре больше медленных вещей, да и голос подсел. Зато я увидел и услышал, как получается его неповторимый сочный звук. Конечно, все это играно переиграно, никаких новых вещей нет и в помине, но новинки в блюзе вообще редки, а уж Винтеру с его несколькими десятками альбомов они и вовсе ни к чему. Барабанщик с басистом в его теперешнем трио весьма крепкие профессионалы. Ясно, что это именно трио Джонни Винтера, а не Johnny Winter And семидесятых, в котором остальные участники ансамбля были и сами по себе весьма непростыми музыкантами, что впоследствии отразилось в их сольной карьере. Я уж не говорю о том, что с Винтером выступали и записывались такие монстры как Мадди Уотерс и Вилли Диксон. Короче говоря, сейчас это трио ветерана блюза очень достойно играющее хиты прошлых лет. Надеюсь, что в таком законсервированном состоянии Джонни Винтер продержится еще не один год. Если же все будет совсем хорошо, то и студийный альбом когда-нибудь появится. По крайней мере какие-то разговоры о новой записи велись.
Еще одни герои моей музыкальной саги - группа Praxis. Эти, впрочем, завоевали меня значительно позже, всего года три назад. На сегодняшний день в Praxis четыре участника: идеолог, продюсер и бас-гитарист Билл Ласвел, супергитарист Buckethead, примусовский барабанщик Brain и специалист по семплам и вертушкам DJ Disk. Пока в таком составе Praxis не записал ни одного альбома, но, учитывая работоспособность Ласвела, есть все основания предполагать, что в скором времени запишет.
Buckethead, он же Брайан Кэррол, представляет собой довольно забавного персонажа. На голове его, нет, не колпак, а ведерко от куриных крылышек из KFC, а лицо скрыто под белой маской. Из одежды он предпочитает непромокаемые яркие куртки, синие штаны и кеды. Плюс гитара ласточкиным хвостом на резиновом ремне с непременной кнопкой отключающей звук. То что он играет не похоже ни на, что из того что я слышал до этого. Его стиль - хеви металл нью эйдж. А вместе с Praxis к этому добавляется хип хоп, джангл, а теперь еще и рэп.
В Knitting Factory, где проходил концерт яблоку было негде упасть. Как водится, помучив публику полчаса, на сцену вылетел рэпер в какой-то звериной маске и представление началось. Играли забойно, рэперы орали громко (их, кстати, было человек пять), танец робота в исполнении Buckethead'а тоже был. Все, что я ожидал увидеть было. Даже то, что уши после концерта восстанавливались сутки, я предполагал заранее.
Отличный развеселый перфоманс, устроить который еще и с такой музыкой не каждому под силу. Нарочито эклектичные представления удаются только единицам, но у Билла Ласвела с этим никогда проблем не было. Хотя его последние эксперименты с ирландской музыкой мне показались не очень-то интересными.
На следующий день после Praxis в Кните играли Марк Рибо, Рой Натансон, Куртис Фоулкес, Рубен Уилсон и Джей Ти Льюис. Первые трое как известно играли в свое время в Lounge Lizards и Jazz Passengers. Но гитары, саксофонов и тромбона мало для ансамбля, поэтому они и пригласили органиста Уилсона и барабанщика Льюиса, который играет много где в том числе и у Фоулкеса в Catfish Corner.
Чего угодно я ожидал услышать от этой весьма представительной и именитой команды музыкантов, но никак ни стрейтэхед джаза. Однако же, именно к самому нормальному джазу эта новая программа была ближе всего. Хотя весь конферанс шел от Роя Натансона, главным на сцене был безусловно Марк Рибо.
Вообще, сравнивая его именно с музыкальной точки зрения с остальными участниками и этого ансамбля, и Lounge Lizards, и Jazz Passengers, видно насколько он развился в последние годы. Для меня, привыкшего видеть Рибо или с "протезами кубинцев", или в составе клезмер и авангардных проектов, или в многочисленных фанк-джазовых группах с тем же Джоном Зорном, Джоном Медески и Джеймсом Картером, его чисто джазовая игра поразила необычайно. Конечно звук и по тембру, и по технике остался легко узнаваемым, но по фразировке и по мелодическому развитию он был совсем другим. Например, его соло в стандарте "You Don't Know What Love Is" скорее напоминал Джима Холла, а не Марка Рибо из Los Cubanos Postizos.
Роя Натансона, которого до этого ни разу живьем не слышал, я примерно таким себе и представлял. Очень много нот, ни минуты покоя (во время игры он крутит головой так, что кажется, что она оторвется) и совершенно незапоминающиеся соло. Из оставшихся музыкантов я до этого не был знаком с Рубеном Уилсоном, но его игра на Hammond B3 не оставила совсем никакого следа. Наверное это связано с тем, что до этого живьем я слушал только гениальных органистов, таких как Джон Пэттон и Джон Медески.
Фоулкес и Льюис к сожалению в основном составляли ритм-секцию. "К сожалению" потому что я слышал как они играли в Catfish Corner, и это было очень сильно. Ну а в этом ансамбле они на вторых ролях.
Честно говоря, я собирался расхвалить этот возможно недолговечный проект, а получилось, что похвалил я только Марка Рибо. На самом деле ансамбль интересный, а играют они просто замечательно. Сочно, свежо и, что немаловажно, знакомо. Посмотрим однако превратится ли эта группа в продолжение Jazz Passengers или после нескольких выступлений музыканты разбегутся по другим проектам.
Несколько слов о концерте в клубе Тоник дуэта барабанщика Джои Барона и гитариста-вокалиста Винисиуса Кантуарии.
Обычно яростный Барон с помощью полотенец и щеток немного усмирил свою энергию и составил потрясающий противовес мягкой бразильской гитаре и пению Кантуарии. Оба музыканта были явно довольны друг другом и весь вечер не переставали улыбаться. В отличие от концерта с Арто Линдси на этот раз вместо полуакустики у Винисиуса была обычная электрогитара, но играл он как и в прошлый раз пальцами, извлекая характерные волнующие аккорды босса новы, лишь слегка используя реверберацию и даже нойз (работа с Линдси не прошла даром).
Часовая программа на незнакомом публике португальском была тепло встречена слушателями, которых, как это ни странно, было довольно много. Было похоже, что на концерт собрались и любители бразильской музыки, и постоянная аудитория новоджазовых проектов Барона. Впрочем, может быть так же как и меня многих привело в зал любопытство: как это такие разные музыканты будут играть вместе? А вот оказывается могут!
Кстати, именно на этом концерте мне в первый раз удалось пофотографировать со штативом. Ссылки на некоторые из этих фотографий можно найти на первой странице сервера.
В том же Тонике, в котором в этом месяце творится что-то безумное, тринадцатого и четырнадцатого июля играл новейший ансамбль лучшего трубача последних двух лет Дэйва Дугласа.
Во время европейских гастролей Дугласу попалась на глаза заметка в газете о повышении цен на акции компаний, производящих оружие, в связи с военной операцией НАТО в Югославии. Находясь буквально в нескольких километрах от лагеря беженцев, в котором находились около полумиллиона человек, его охватило отвращение к тому, что кто-то наживается на этой войне. Однако вскоре на смену пессимизму пришел оптимизм от сознания того, что в мире есть люди несогласные с такой политикой и готовые открыто ее осуждать. Это ощущение стало импульсом для сочинения Дэйвом Дугласом нескольких композиций, каждая из которых посвящена одному из художников и активистов, иногда даже отдающих свою жизнь, но увлекающих за собой других против этой войны. Проект получил название "Witness" ("Свидетельство").
Концерт "Witness" должен был состояться в конце июня в рамках JVC Jazz Festival, но из-за плохой раскупаемости билетов его отменили. В результате ансамбль два дня подряд принимал Тоник, в который, как это ни странно, пришло тоже не очень много народу. В последний момент выяснилось, что троих участников ансамбля придется заменить. В итоге вместо скрипача Марка Фелдмана, виолончелиста Эрика Фридландера и тромбониста Джошуа Розмана играли соответственно Джойс Хамман, Пегги Ли и тубист и эфониумист Джои Дэли. Остальные музыканты: Крис Спид - кларнет и тенор саксофон, Дрю Гресс - контрабас, Икуи Мори - электроника, Брайан Кэррот - виброфон и маримба, Майкл Сэрин - барабаны.
Семь относительно коротких композиций и одно сорокаминутное произведение составили два отделения концерта. Несмотря на свою антивоенную направленность никаких прямых намеков или музыкальных цитат в этой программе нет. Музыка довольно разнообразна и меняется от композиции к композиции. Такой большой набор инструментов позволяет играть практически все что угодно. Собственно так и происходит в действительности. Первая почти джазовая "Witness" началась с соло самого Дугласа и продолжилась в основном с использованием духовых. "Child of All Nations" словно на контрасте построена на виолончельном соло, написанным явно в расчете на гениального Фридландера, но исполненная почти так же нетривиально Пегги Ли, и замысловатой партии барабанов. Совсем короткая "Kidnapping Kissinger" фактически антимузыкальна. Засемплированные осколки звуков трубы, нетрадиционные способы звукоизвлечения, электроника, хлопанье в ладоши и крики - вот ее основа. Затем "Episode" с пронзительным соло на трубе, гимнообразная "Sozaboy" с трубами и странным виолончельно-виброфонно-компьютерным трио, и, под конец первого отделения, хардбоповая "One More News".
Второе отделение было почти целиком отдано композиции "Mahfouz: A Catalog of Scenes". Мне она в наибольшей степени напомнила альбом двойного квартета Дэйва Дугласа "Sanctuary". Много электроники, как у самого Дугласа, так и у Икуи Мори, странные переплетения длинных джазовых воздушных соло на виброфоне со скрипами виолончели, кларнет и контрабас борющиеся с драм машиной и над всем этим причудливые звуки трубы. Последним произведением была самая мелодичная "Woman at Point Zero", своей мрачной красотой напоминающая аранжированную для камерных ансамблей музыку зорновской Масады.
После этого концерта мне стало понятно, почему Дэйв Дуглас был назван музыкантом года и композитором года. Надеюсь, что проблемы в компании RCA не отразятся на нем, и "Witness" сумеет выпустить запланированный альбом. Да и Фелдмана с Фридландером тогда можно будет снова услышать.
Вот такая получилась длинная запись в дневнике. Теперь, когда на сервере все встало на свои места, я надеюсь писать после каждого концерта или хотя бы раз в неделю, как это было раньше.