В Тонике продолжается безумие. За последние дни программу меняли несколько раз. В результате на этой неделе один концерт круче другого. Сегодня будет Джон Медески с Маршаллом Алленом (тем самым Алленом, который руководит Sun Ra Arkestra). Завтра Masada. В конце недели Killer Joe Джои Барона и два дня с Арто Линдси. Правда неплохо?
А вчера был просто супер-пупер джем с Медески на Хаммонде, Рибо, Зорном и барабанщиком Беном Перовски. До последнего момента кто будет сидеть за ударной установкой было неясно, и, когда на стене появился анонс с именем Перовски, публика была явно не в восторге. К моей радости, в этом квартете его довольно монотонная и в буквальном смысле "сильная" манера стучать что есть мочи по барабанам была вполне уместна и почти не раздражала. Впрочем Джон Зорн был не очень доволен и ожидал явно большего разнообразия.
Джон Медески был как обычно неподражаем. Жаль Зорн не разрешил фотографировать во время концерта, а то бы я не пожалел времени для того, чтобы запечатлеть искаженное лицо издающего гортанные крики Медески, подпевающего таким образом своему органу. Groove, groove и еще раз groove! Хотя в трио с Бароном и Рибо Хаммонда было намного больше. Но там была подготовленная программа, поэтому кроме соло по кругу было больше совместных ансамблевых кусков, да и солистов было меньше.
Джон Зорн тоже играл меньше чем обычно. Соло почти не было, да и "собачьих" звуков тоже. Самым неожиданным был момент, когда в одной из двух баллад он стал играть вместо ожидаемой блюзовой разработки мелодии - еврейскую. Все остальное время Зорн пытался управлять Беном, подыгрывал своим коронным саксофонным кудахтаньем Рибо и Медески и лишь немного лидировал.
Как и во время концерта с Натансоном и Фоулкесом больше всех играл Марк Рибо. И это притом, что на концерт он пришел совсем потерянным. Началось с того, что Марк открыл чемодан со своими гитарными педалями, вывалил его содержимое на сцену и минут двадцать пытался все это скоммутировать. Во время этого процесса он поделился со стоящими рядом слушателями соображениями о том, что вот это расплата за то, что во время европейских гастролей он покидал все свое хозяйство в чемодан и помчался в аэропорт, а теперь ни черта собрать не может. Было бы просто все собрать, сказал он, если бы оно работало, но ведь половина приборов сломана. Потом, во время исполнения первой вещи, у него лопнула вторая струна на гитаре. В итоге соло получилось весьма оригинальным. В довершении всего, в середине концерта Рибо опрокинул почти полную бутылку с водой на лежащую на полу гитару. Заметил он это только когда пришла пора на ней играть. Однако же все эти локальные катаклизмы совершенно не отразились на его игре. Во всех четырех с половиной композициях Рибо играл бесподобно. Были и "кубинские" вибрирующие соло, и нойзовые стоны, и шумы во время двух апокалиптических моментов сета, и даже чарующее соло с эффектом воу-воу. Во время игры не обошлось без забавной накладки. Во время собачьего беспредела Рибо полез в карман за ключами, которые он обычно использует для извлечения самых ужасных звуков. Но ключей в кармане не оказалось. Тогда он стал искать их в каких-то сумках за спиной. Заметив эти метания, Джон Зорн достал свою связку ключей из кармана и пытался передать ее Марку, но тот был настолько занят поисками, что этого не заметил. Тогда Зорн повесил ключи на один из колков гитары. Только после этого Рибо обратил на них внимание, но прошла еще минута, прежде чем ему удалось из огромной связки вытащить подходящий ключ. Все бы не было так забавно, если бы все четверо музыкантов не продолжали во время всей этой кутерьмы совершенно неистово играть, так что зрители сзади вообще ничего не заметили.
Интересно соберутся ли Зорн или Медески выпустить этот джем в виде альбома. По крайней мере архиватор MMW Федерико как всегда записывал шоу, и, если я ничего не путаю, хозяин Downtown Music Gallery Брюс Ли Галлантер - тоже. Было бы любопытно послушать, как это звучит не на концерте, а дома.