На концерте Карлы Блей я был довольно давно и, естественно, собирался рассказать о нем еще находясь под свежим впечатлением от услышанного, но, увы, не сложилось. Написать тем не менее стоит, так что попробую восстановить мысли и чувства возникшие сразу после выступления.
Начну с того, что ничего определенного я не ждал, и даже сомневался, что стоит идти на неизвестный и далекий по жанру от того что я обычно слушаю концерт. В конце концов несколько имен из тех, что мне были интересны лет пять назад, и настойчивые рекомендации друзей сделали свое дело, и я отправился в Книт. Конечно без накладки не обошлось: половина музыкантов, записавшихся на только что вышедшем и представляемом альбоме, не приехала. Очередной мне урок, что информацию о музыкантах надо искать в сети не после концерта и во время написания этого дневника, а до прихода в клуб. На официальном сервере Карлы Блей (точнее ее фирм WATT и XtraWATT) про все эти изменения в составе честно сказано. В результате знакомых мне по записям музыкантов не было. Более того, замененные четверо из восьми участников ансамбля были явно слабее, чем остальные. Впрочем, обо всем по порядку.
4х4 это, как это ни парадоксально, ансамбль из восьми музыкантов, а вовсе не из шестнадцати, как можно было предположить из названия. Этакий урезанный биг-бэнд. Два саксофониста (в концертном варианте альтист Винсент Херринг и тенорист Крэйг Хэнди), два медных духовика (трубач Лью Солофф и тромбонист Гэри Валентэ), два клавишника (сама Карла Блей за роялем и опять же приглашенный только для концерта Уилл Булвэ) и ритм-секция (басист Стив Суоллоу и концертный барабанщик Билли Драммонд). То, что играет октет, можно назвать слегка прифанкованным весьма занятным композиторским джазом, в большой степени основанном на переделке классики жанра.
Не могу сказать, что я был в восторге от музыки, но ожидал я, особенно когда узнал об отличающемся от оригинала составе, что будет менее интересно. Собственно основные претензии у меня возникли, прежде всего, к двум саксофонистам, которые играли просто никак. Конечно, доводилось мне слышать и просто плохих музыкантов, а эти двое играли вполне профессионально, но уж больно это было невыразительно. После одного из соло Хэнди я услышал, как Солофф сказал ему: "That's OK, man." Пожалуй, более точного комментария его игре дать было нельзя. Немудрено, что Крэйг аж передернулся - кому будет приятно услышать такое о своей игре? Вообще из приглашенных только барабанщик играл хоть в какой-то степени интересно, но ему особенно и деваться было некуда.
Блей, Суоллоу, Валентэ и в особенности Солофф играли отлично. Все четверо настолько близко знакомы с манерой друг друга, что никаких разногласий, ошибок или накладок просто быть не могло. Надо еще учесть то, что Карла Блей всегда пишет свои аранжировки в расчете на конкретных музыкантов. Именно этим, наверное, можно объяснить столь удачное выступление основных участников ансамбля и столь посредственное - приглашенных музыкантов.
Ни одна композиция не была устроена просто. Все с каким-то подтекстом, все с некоторой иногда не очень очевидной идеей. "Броненосец" посвящен войне Великобритании на Фолклендских (Мальвинских) островах, со всеми вытекающими отсюда звуками фанфар, боя и тому подобным, включая цитату из "God Save the Queen". "Бейсбол", понятное дело, был как-то связан с игрой. Издевательское название композиции "Blues in 12 Bars" and "Blues in 12 Other Bars" говорит само за себя, но самой навороченной была скомпилированная их стандарта "Strangers in Paradise" и классики Ли Моргана "Sidewinders" - "Sidewinders in Paradise". Если вспомнить, что Морган был убит своей любовницей, то название композиции звучит еще более цинично, а сама музыка с имитацией пения райских птиц и прочих подобных звуков - несколько иронично. Все это сопровождалось еще и забавным и едким комментарием самой Карлы Блей.
Вывод из посещения этого концерта для меня довольно предсказуемый, но тем не менее все-таки неожиданный: мило, приятно, вполне стоит потраченного времени, но несколько старомодно и в какой-то мере уже не оригинально. Хотя, повторюсь, похожий на Набокова Лью Солофф, напоминающий цыганского барона Гэри Валентэ и тощие Карла Блей со Стивом Суоллоу играли замечательно.
Через два дня после предыдущего описываемого события все в том же главном помещении клуба Knitting Factory представлял свой новый двойной альбом мультиинструменталист Элиот Шарп. Альбом этот как бы блюзовый, а проект называется Terraplane. "Как бы" потому, что в музыке Шарпа четких границ нет и быть не может. То, что это все-таки блюзов говорит хотя бы тот факт, что в записи принимал участие среди других гостей гитарист Хьюберт Самлин. Впрочем, в концерте он не участвовал, зато оба гостя-вокалиста были. Это Эрик Мингус и Дин Боуман. В последнем своем варианте Terraplane превратился в квартет с самим Элиотом Шарпом на тенор саксофоне, обычных электрогитарах и стальной гитаре, Сэмом Фернесом на альт и баритон саксофоне, Дэвидом Хофстра на бас гитаре и тубе и Симом Кэйном на нормальных и электронных барабанах.
С Шарпом, как я и ожидал, все не так просто. Даже играя обычный блюз, он не перестает быть самим собой и не копирует ничего и никого. В инструментальных композициях от блюза в его композициях остается крайне мало. Скорее это какой-то странный джаз неожиданно переходящий в яростный модный нойзо-фанк с синтетическими ударными, скрипами электрогитары и лишь небольшим вкраплением саксофона. Номера с вокалом тоже не очевидные. Если на сцене Дин Боуман, то звучит почти что соул с его мольбой, причитаниями и сладкими интонациями. С Эриком Мингусом все по-другому. Огромный вокалист выкладывается на полную катушку: он стонет, кричит, шепчет, рычит, спорит и вообще развивает невиданную даже на фоне наяривающих вовсю музыкантов мощность. Кстати, забавный факт, объединяющий два описываемых концерта: Эрик Мингус много и плодотворно сотрудничал с дочерью Карлы Блей - Карен Мантлер.
В течение всего концерта Terraplane активно обсуждал вопрос о том, что Knitting Factory Works никак не может выпустить в свет обещанный альбом, так что презентация прошла без самого виновника торжества. Для России такое положение вещей весьма знакомо, но здесь это в новинку и говорит о том, что у компании не все в порядке. Музыканты были настолько озабочены отсутствием дисков, что не переставали острить на эту тему. Так, в частности, было сказано, что теперь понятно как бороться со СПИДом - достаточно лишь попросить Книт его распространять. Кроме того, на бис был сыгран джем, в котором оба вокалиста призывали фирму выпустить наконец альбом. Забавно, что все это происходило в клубе, носящем то же имя и принадлежащем тем же хозяевам, что и лейбл.
В остальном музыка была именно такой, как я предполагал. Сложно было ожидать сюрпризов от музыкантов, всегда играющих в той или иной степени непредсказуемо. Скорее я бы удивился, если бы вдруг Элиот Шарп заиграл стандартный блюз со всеми отсюда вытекающими последствиями. Его гитарная техника пока для меня не столь хорошо узнаваема, как, например, у Марка Рибо или Арто Линдси, но безусловно во многом строится она на тех же принципах. Плюс к этому Шарп вполне приемлемо играет на саксофоне. (Если быть до конца честным, то можно сказать, что играет он очень хорошо для гитариста и рок музыканта, но уникальной его игру назвать сложно.) Кроме того, в его гитарном арсенале есть и то, чего нет у других даунтаунеров: слайд, стальные гитары, да и сами блюзы для них не характерны. Все это вместе делает музыку Шарпв если не уникальной по звуку, то весьма своеобразной по стилю и настроению.
Из остальных музыкантов я бы выделил, прежде всего, Сима Кейна, который органично сочетает довольно агрессивную (мощную) игру на обычных барабанах с типично четкой и стильной игрой на их электронных братьях. Фокус в том, что он не перевоплощается из одного музыканта в другого, а играет в одной и той же композиции что-то в одном стиле, что-то в другом, а иногда даже в обоих одновременно. Эффект от этого получается не только интересным, но и несколько неожиданным. Закрыв глаза можно представить, что за доли секунды перемещаешься из типичной блюзово-джазовой пивной в танцевальный клуб и обратно.
Остальные двое - Сэм Фернес и Дэвид Хофстра - вполне на своем месте, хотя я легко могу себе представить Terraplane и без второго саксофониста, роль которого зачастую сводилась к усилению ритм-секции, в основном, как это ни странно, именно в той части концерта, когда сам Элиот Шарп играл на гитаре, а не на тенор саксофоне.
Короче говоря, концерт мне понравился по всем параметрам: и по музыке, и по энергетике, и по исполнению. Осталось дождаться когда наконец выйдет в свет представляемый альбом. По московскому опыту могу сказать, что на это наверное уйдет от нескольких недель, до одного года, хотя ходят слухи, что в ноябре он все-таки увидит свет.