Blog (archive): 02 августа 2000 г. - Einsturzende Neubauten в клубе Irving Plaza

Собираясь на концерт великих и ужасных Einsturzende Neubauten я немного нервничал. Причин к этому было несколько. Во-первых, однажды я уже был на их концерте в Горбушке и теперь боялся, что после всех испытаний новой музыкой в Нью-Йорке немцы не произведут на меня такое же сильное впечатление. Во-вторых, я к тому моменту не слышал еще их нового альбома Silence is Sexy, а потому совершенно не представлял в какую сторону после красивого Tabula Rasa они направились. Меня пугала как возможность ухода к еще более мелодичному звучанию, так и возвращение к старым грохочущим экспериментам. В-третьих, я подозревал, что организаторы концерта могут опять устроить трехчасовое ожидание с последующим коротким выступлением, после которого основательно пьяная толпа уже не готова что-либо воспринимать, да и часовой сет на мой взгляд не стоит такой самоотверженности.
К счастью все мои ожидания не подтвердились. Более того, не озаботясь покупкой билетов заранее, нас с женой в результате ждал приятный сюрприз. Какая-то милая девушка с ярко красными волосами, заметив что мы направляемся к кассе, отдала нам лишний билет. К сожалению, она умчалась столь стремительно, что мы не смогли в благодарность хотя бы угостить ее пивом. Сам концерт начался почти ровно в девять, то есть спустя всего час после того, как открыли клуб и полчаса с того момента как мы пришли.
Открыла выступление театрализованная композиция Silence is Sexy, на альбоме идущая второй. По сюжету песни большую ее часть музыканты не играют, а в почти полной тишине слышны звуки щелчка зажигалки Zippo, прикуриваемой сигареты и даже дыхания Бликсы Баргельда. Дальше пошли в вперемешку старые и новые вещи, разбавляемые общением Баргельда с залом. Как и Москве Einsturzende Neubauten играли очень долго - почти два с половиной часа без перерыва. Тишина, как альтернатива шуму, была второй важной составляющей концерта. На этом контрасте безмолвия и индустриального шума была выстроена практически вся программа. В середине концерта Бликса, увлеченный музыкальным развитием отсутствия звука, во время очередной паузы произнес: "Джон Кейдж - мертв, "4:33" - живет".
Шестеро музыкантов (шестым, как я понял, был гость, имя которого я не разобрал) играли с завидным энтузиазмом. Судя по всему публика в Нью-Йорке понравилась им куда больше, чем на концерте в Москве, после которого Бликса Баргельд в интервью сказал, что более отвратительной аудитории ему видеть не приходилось. Как это не прискорбно, но я вынужден согласиться с тем, что обстановка на том концерте была довольно мерзкая. Кстати, русских в зале и на этот раз было довольно много, что в свою очередь подтверждалось идиотскими матерными криками, выражающими одобрение. Слава богу, участники Einsturzende Neubauten русского не знают, а потому никакой реакции на них не было.
Первый час концерта я почти все время прибывал в полном погружении в музыку. Надо сказать, что по мощи и ответной реакции это выступление было необычайно сильным. Ближе к середине меня все больше и больше стала занимать мысль о том насколько близко то, что делают Бликса Баргельд, Алекс Хаке, Н.У. Унрух, Йохен Арбейт и Руди Мозер к экспериментам нью-йоркских даунтаун музыкантов. Например, пение-крик Бликсы очень напоминает режущие ноты саксофона Джона Зорна. А уж про сравнение количества и качества железок, по которым лупят в Einsturzende Neubauten и в Beat the Donkey Сиры Баптиста, вообще говорить нечего. А вот корни музыкальные у них лишь отчасти общие. У местных музыкантов заметно влияние народной музыки, джаза, и лишь в последней очереди современной классики и рока, в то же время у немцев джазом и фолком не пахнет вовсе, зато полно готики, мрачного влияния городских трущоб и сатанинского средневековья.
Выступление закончилось двумя явно запланированными выходами играть на бис, во время последнего из которых была сыграна двадцатиминутная эпопея "Head cleaner", в которой наконец была задействована странная установка с крутящимся молоточком и десятком металлических чаш. Во время этой вещи, как и во время одной из композиций в середине концерта, Баргельд использовал старый еще вейтсовский прием усиления голоса с помощью громкоговорителя. При этом в первый раз эффекту митинга или даже тюремного построения способствовал свет прожекторов, направленных в зал и хаотично по нему двигающихся. Честно говоря, похоже музыкантам удалось произвести должный эффект, так как мурашки по коже, я думаю, бегали у всех.
Добравшись до дому после концерта я поставил только что приобретенный Silence is Sexy, и с радостью обнаружил, что он ничуть не хуже, чем предыдущий альбом, а к тому же еще и сильно отличается от концерта. К настоящему времени я его прослушал трижды и с каждым разом он мне нравится все больше и больше. Надеюсь впечатление о нем у меня и в дальнейшем не изменится.

<<<<    Ivan Shokin's diary home    >>>>
design bystudio-o.com | links: