Возможно эта запись станет не только последней за год (формально, кстати, пишу я ее уже в новом году), но и вообще завершит вторую часть дневника. Описывать события с той же регулярностью, что и раньше, нет ни смысла, ни времени. Нетрудно заметить, что в последнее время рассказы о концертах объединяются в блоки, а многим из них отводится всего по две-три строки. В новом уже наступившем году от этой практики я скорее всего откажусь. Что именно и как будет появляться на этих страницах пока неясно, но я постараюсь как и раньше выкладывать хотя бы по одному материалу в неделю. И, конечно, на страницах сервера будут появляться фотографии с концертов, хотя и их будет немного меньше. Ну, а теперь немного о концертах последних дней года.
В Тонике в очередной раз играл Марк Рибо с квази-кубинцами. За год я их слышал столько раз, что уже и не сосчитать, но на это выступление решил пойти в основном потому, что вместо барабанщика Роберто Родригеса должен был играть Хорасио "El Negro" Хернандес. С чем была связана замена я в тот момент не знал, а о новом участнике группы я слышал только восторженные отзывы. На деле оказалось, что музыкант Хернандес неплохой, но ничего сверхъестественного я не заметил. К тому же большую часть концерта барабанил И Джей Родригерс, а Хорасио отдувался на бонгах. При этом все немного нервничали (что неудивительно), но играли хорошо, особенно в первой чисто инструментальной части сета. Ну а с Роберто Родригесом все оказалось не так уж и плохо. На три месяца нового года он отбыл в тур с группой Джо Джексона, и потому выступать с Рибо не может. Как сказал мне через пару дней Энтони Колмен: "Роберто теперь стал богатым и знаменитым". Остается уповать на то, что слава эта не повлияет на его участие в новоджазовых проектах в будущем.
Следующий концерт продолжил серию импровизационных представлений все в том же Тонике. Многообещающий молодой саксофонист/кларнетист Ассиф Цахар играл в трио со скрипачом Мэтом Мэнери и барабанщиком Джимом Блэком. Строго говоря, я ожидал не сплошной спонтанной импровизации, а чего-то более подготовленного, ориентируясь, прежде всего, на отрывочные сведения о саксофонисте, полученные в сети. Видимо, или сведения эти устарели, или понял я что-то не так, но играло трио самый наимощнейший фри-джаз. На мой взгляд, сет получился слишком тяжелым для восприятия, и потому не очень внятным. Как я ни старался, мне не удавалось следовать за развитием музыкального спектакля. Пожалуй, к этому можно добавить лишь то, что музыканты умеют играть и играют технически безукоризненно и мелодически интересно. И Блэка, и Мэнери я до этого неоднократно слушал в других составах, а вот Цахара - видел впервые, но нисколько в нем не разочаровался как в музыканте. Надо будет как-нибудь послушать его в другой компании, и лучше всего в качестве сайдмена, а не лидера. Теперь, когда я знаю, чего от него ждать, это должно быть более интересно и осмысленно.
А в это время в так называемом старом офисе Книта в рамках проходящего и там ханукального фестиваля несколько дней подряд играл очередной (со счета я давно сбился) проект Мэта Дарриу - "Recycled Klezmer Orchestra" - с Юрием Лемешевым в качестве второго лидера. Этот ансамбль можно назвать продолжением их же группы "Recycled Waltz Orchestra" (см. дневник за 9 марта), с заменой некоторых музыкантов и почти целиком новым репертуаром. За барабанами сидел давний коллега Мэта - Джордж Шуллер, на контрабасе играл Кен Фелиано, а в качестве специального гостя на электрооргане - Энтони Колмен. Программа была составлена в основном, естественно, из еврейских мелодий, но попадались в ней и другие ближневосточные, балканские и даже русские мотивы. В результате в антракте кто-то из зала попросил Лемешева сыграть еще что-нибудь русское. Польщенный музыкант, конечно, не смог отказать в этой просьбе.
В первом сете по большей части солировал сам Дарриу. В этом не было ничего плохого, но, хорошо зная репертуар "Paradox Trio" и "Klezmatics" (а именно из вещей упомянутых ансамблей в основном состояла эта часть концерта), мне показалось эта программа недостаточно интересной, хотя и как всегда милой. Во втором сете все было уже не так. Главным героем тут был безусловно Лемешев, но и на долю Фелиано и Колмена пришлось немало. Соло Дарриу стали богаче и разнообразней, но - главное - поменялись аранжировки. Вместо коротких мелодий с очевидным развитием и кодой были исполнены объемные произведения с импровизациями, несколькими мелодиями и красивыми интересными интерлюдиями. Впрочем, все это не так уж и важно, так как во всех таких проектах интересно, прежде всего, как играют музыканты. В этом смысле никаких неожиданностей не было. Лемешев по-прежнему виртуоз, Дарриу обладает отличным чувством гармонии и может любой духовой инструмент заставить звучать именно с той интонацией, которая нужна в данный момент, Колмен просто универсальный музыкант, а незнакомый мне до этого момента Фелиано оказался великолепным контрабасистом, одинаково легко играющим и смычком, и пальцами не только соло, но и аккомпанемент. А вот про Шуллера мне сказать почти нечего, хотя играл он вполне добротно, а если учесть его продюсерские успехи, то и того, что он показал, было более чем достаточно.
Не уверен, что "Recycled Klezmer Orchestra" когда-нибудь превратится в более устойчивый коллектив, способный не только концертировать, но и выпустить альбом. Мне было бы интересно другое: возможно ли, что после этой серии концертов возникнут какие-то новообразования с участием Колмена и Лемешева. Судя по тому, что и тот, и другой в последнее время активно сотрудничают с Фрэнком Лондоном, вероятность появления такого проекта ненулевая.
На этом позвольте попрощаться. Дневник не окончен, но что и когда в нем появится загадывать не буду.