Blog (archive): 11 декабря 2000 г. - Masada в Центре еврейской культуры

В прошлую субботу в недавно открывшемся Центре еврейской культуры выступил Джон Зорн с квартетом Masada. Четвертое за этот год выступление ансамбля в Нью-Йорке рекламировалось как последний концерт года. Многие при этом почему-то решили, что речь идет о самом последнем концерте Масады не в году, а вообще. В связи с этим в зорновском мейл-листе даже началась некоторая паника, но потом все улеглось. Вообще, такие разговоры идут сплошь и рядом. Причин этому несколько: во-первых, Зорн несколько раз уже объявлял о том, что больше Masada выступать не будет, во-вторых, еще один суперпроект - Naked City - из-за своей чрезмерной популярности в конце концов был распущен, а в-третьих, из-за почти полного игнорирования журналистов со стороны Джона все новости относительно его персоны практически всегда обрастают всевозможными слухами. А между тем, никаких оснований предполагать, что он разгонит квартет именно сейчас - нет. И дело тут не только в том, что уже запланированы выступления ансамбля вплоть до октября следующего года (правда не в Нью-Йорке), но и в том, что... Впрочем, об этом речь пойдет ниже.
Помещение, в котором проходил концерт, представляет собой узкий прямоугольную аудиторию со сценой в нижнем торце и двумя проходами по бокам. В таком зале удобно смотреть кино, а для акустической не усиленной музыки он не очень приспособлен, так как наверху мало что слышно. Зато внизу, на нескольких первых рядах, со звуком все хорошо. Чтобы попасть в эти самые первые ряды нам с женой даже пришлось разделиться: она отправилась караулить места, а я остался ждать с кучей билетов своих безалаберных друзей, последние из которых в конце концов появились с опозданием ровно на полчаса, то есть в тот момент, когда концерт уже должен был начаться. Конечно, "должен был" не значит "начался", так что мы ничего не пропустили.
Пожалуй, это будет общим местом, если я скажу, что Masada поражает своей способностью меняться. Как это удается Зорну, для меня остается загадкой, ведь совершенно очевидно, что квартет практически не репетирует. При этом каждый новый концерт абсолютно непохож на предыдущий. Я уже писал о великолепной игре контрабасиста Грега Коэна на прошлом концерте (см. дневник за 04 сентября), но тогда это было только одно соло. А в этот раз их было несколько, да и барабанщик Джои Барон солировал больше обычного. Зорн и второй (а возможно и первый) лидер группы трубач Дэйв Дуглас в середине едва ли ни каждой композиции уходили с авансцены и оставляли Коэна и Барона играть вдвоем.
То ли обстановка не совсем обычного выступления (не концертный зал, но и не клуб), то ли какие-то внутренние причины заставили ансамбль играть в новой, более джазовой, менее агрессивной и почти не еврейской манере. Откуда ни возьмись вместо напористых витиеватых соло на трубе и саксофоне, часто переходящих в откровенную "собачатину", появились лирические, очень нежные мелодии. Назвать их аранжировками или вариациями довольно сложно, так как они большей частью обрамляли старые композиции, которые по это причине узнать иногда можно было только ближе к концу. Думаю, что новым тенденциям этим отчасти мы обязаны Дэйву Дугласу, совсем недавно выпустившему альбом одного из своих многочисленных проектов. Альбом куда более лирический, чем его старые работы.
Но самым неожиданным были не непривычные аранжировки и соло, а новые композиции, которых, если я не ошибаюсь, Джон Зорн для Масады не писал уже очень давно. Во время сыгранного на бис номера Дугласу пришлось даже смотреть одним глазом в ноты, так как он не знал темы. Это, кстати, тоже довольно любопытный факт. Коэн, Барон и даже сам Зорн всегда играют по нотам (все-таки композиций-то написано более двухсот), а гениальный Дуглас все помнит наизусть.
Какая бы ни была эта новая мелодия (а была она очень даже хороша), сам факт ее появления говорит о том, что о прекращении существования квартета говорить безусловно рано. Возможно даже, что в обозримом будущем музыканты запишут новый студийный альбом, хотя загадывать не берусь. Планы у Зорна меняются еще более стремительно, чем проекты. Достаточно вспомнить, что несколько лет назад он собирался выпустить две коробки по двенадцать дисков со студийными и концертными записями Масады соответственно. Судя по тому, что были даже определены точные сроки выхода, материалы для этого были уже готовы, а между тем к настоящему времени вышли только девять с половиной студийных альбомов, а концертных и того меньше. Может быть теперь эта идея возникнет вновь. По крайней мере я бы не отказался от новой студийной записи квартета.

<<<<    Ivan Shokin's diary home    >>>>
design bystudio-o.com | links: