Если помните, я собирался написать о сюрпризах преподнесенных малоизвестными музыкантами. Так бы, наверное, и получилось, если бы не крохотная рекламка, приколотая чьей-то заботливой рукой в холле Knitting Factory за те два часа, что я провел в зале. Ни в журналах, ни на серверах с расписаниями клубов об этом концерте не было ни слова. А между тем... Впрочем, не буду забегать вперед. Строго следуя хронологии, отчитаюсь во всем, что я увидел и услышал до этого.
Продолжая серию концертов, посвященных Пуриму, в Knitting Factory выступил духовик Мэтт Дарриу со своим Paradox Trio. Этот, очевидно, самый известный и любимый многими проект Дарриу представляет собой, как это ни "парадоксально", квартет. Дарриу, как всегда, играет со словами, предоставляя слушателю мучиться вопросом, кто же именно участник трио, а кто гость. Дело в том, что никаких гостей в квартете обычно нет, но в этот раз все было немного по-другому. Гитарист Брэд Шепик почему-то отсутствовал, в результате чего ансамбль превратился-таки в обычное трио. Зато в качестве гостя к ним присоединился перкуссионист Херн Габоис, играющий на всевозможных шумелках не только руками, но и ногами, из которых (шумелок, а не ног) стоит отметить самодельные зарбы и думбек. Остальной состав без изменений: Мэтт Дарриу - дудки, Руфус Саппадочиа - пятиструнная виолончель и Сейдо Салифоски - думбек, перкуссия. В таком усиленно восточно-перкуссионном составе ансамбль приобрел какое-то новое, темпераментное звучание. Многие знакомые композиции, начинавшиеся "как обычно" (иногда Дарриу использовал записанную партию саза или гитары Шепика), под конец превращались в дуэль двух перкуссионистов. При этом зал активно пританцовывал, сидя на полу - по какой-то неведомой причине стулья вынесли, а народу было не очень много. Рассказывать в который раз, как это все звучит, бесполезное дело. Лучше найдите записи квартета, изданные одноименным клубу лейблом. После этого неожиданного крена в сторону балканско-турецко-еврейского фольклора - еще дальше от джаза, - сам собой возник разговор о том, почему именно проекты Дарриу настолько интересны. Все остальное в этой области - в том числе и описанное мной в предшествующих номерах - выглядит менее органично, хотя иногда пользуется большей популярностью. Однозначного ответа я пока не знаю. И вот, что еще: все ансамбли Дарриу, вне зависимости от стиля, никогда не следуют канонам жанра и легко узнаваемы, но в то же время слушать их не только интересно, но и легко. Парадокс?
Ну а теперь вернемся к джазу. По рекомендации подписчиков мейл-листа любителей Medeski, Martin & Wood я отправился слушать самый настоящий биг-бэнд. Название его, впрочем, не совсем обычно - Either/Orchestra. Когда-то в нем играл сам Джон Медески, а на фирме, которой владеет худ. рук. оркестра саксофонист Расс Гершон, вышла в свое время самая первая пластинка трио. Наверное, именно этим был вызван интерес к нему в листе. Чтобы понять, что играет этот коллектив, попытайтесь представить себе какой-нибудь скромный джазовый оркестр, подыгрывающий в телепередачах (например, тот, что играет в программе "Угадай мелодию"). А теперь представьте, что музыкантам это все осточертело, поэтому во время соло пианист с контрабасистом играют, как Пол Блэй с Чарли Хейденом, трубачи - как Диззи Гиллеспи и Майлс Дэвис, саксофонисты - как Стэн Гетц и Джон Колтрейн, а барабанщик и перкуссионист - как Билли Кобэм и Сиро Баптиста. Аранжировано все так, что переходы от одного стиля к другому и от одного музыканта к мини-ансамблю, а потом ко всему оркестру, практически незаметны. В какой-то момент перестаешь понимать, что же все-таки происходит на сцене. Практически законченная композиция вдруг превращается совершенно в другую и по составу, и по звучанию, но так же незаметно перетекает снова в первую. К сожалению, не могу сказать, что это действительно захватывает. На мой взгляд, слишком большое внимание уделяется аранжировке как таковой, а исполнение иногда довольно вялое. Из музыкантов оркестра можно выделить прежде всего контрабасиста Рика Маклафлина, тромбониста Джоэла Енниора и альт-саксофониста Джалила Шоу. Естественно, репертуар такого оркестра представляет собой винегрет: тут и стандарты, и авторская музыка Гершона, и даже народные песни Йемена. Впрочем, узнать мелодии практически невозможно. Для себя я сделал такой вывод: если не заснуть в середине какой-нибудь пьесы и попытаться проследить за ее развитием, то слушать вполне можно, ну а если все-таки заснуть, то тоже неплохо - музыка биг-бэнда ничем не хуже колыбельной.
Снова большой ансамбль - и снова непростое
название. В главном зале Knitting Factory прошло
выступление септета из шести духовиков и
барабанщика Kamikaze Ground Crew. Переводить не буду - и
так все ясно. Состав весьма достойный: во главе
Джина Лейшман (саксофоны, бас-кларнет, аккордеон,
фортепиано и вокал) и Дуг Вейсельман (кларнеты и
саксофоны), кроме них Стивен Бернстин - трубы,
Питер Апфелбаум - саксофоны, Арт Барон - тромбон,
Маркус Рохас - туба и Кенни Воллесен - барабаны.
Последний альбом ансамбля называется "Covers".
Это название подчеркивает не только тот факт, что
музыканты играют не свою музыку, но и то, что в их
репертуаре есть и джазовые, и изначально
неджазовые композиции. Хендрикс, Штокхаузен,
Эллингтон, Сати - это лишь часть из того, что
прозвучало на концерте. Такая разнообразная
программа напоминает "Кронос Квартет", тоже
отличающийся экспериментами с разными
музыкальными источниками. На этом, впрочем,
сходство заканчивается. Играют музыканты с таким
чувством и с таким удовольствием, что даже
минималистически сложные пьесы воспринимаются
без напряжения. Джина Лейшман, сделавшая большую
часть аранжировок, в совершенстве владеет всеми
инструментами, на которых играет. Каждый
музыкант не только универсальный солист, но и
прекрасный аккомпаниатор. Не знаю, как это звучит
на компакт-диске, но в зале меня не покидало
ощущение того, что в ансамбле существенно больше
инструментов, чем их есть на самом деле,
настолько по-разному изменялся их звук. Впервые я
узнал, что, оказывается, Стивен Бернстин умеет
играть тихо и гладко, без характерной атаки и
глиссандо, а Дуг Вейсельман и Питер Апфелбаум
могут исполнять вполне артикулированные соло. Ну
и конечно не обошлось без иронического
комментария на тему музыки, клуба, города и всего
остального. Тут уж главная роль, как обычно, была
отведена Стивену, не упускающему случая
высказаться о "гребаном" мэре,
"гребаном" композиторе или "гребаном"
сабвее. И правильно - творец не может оставаться
безучастным!
Это был последний концерт, на который я собирался
пойти и про который собирался написать. И...
Во вторник в клубе Jazz Standard прошло
единственное выступление трио великого
органиста "Большого" Джона Пэттона. При чем
трио в том самом составе, с которым он выступал и
записывался в начале 60-х: Джордж Брейт - брейтофон
и альт-саксофон; Бен Диксон - ударные. Четвертым в
группе играл молодой французский гитарист, имени
которого я, к сожалению, не знаю, так как даже сам
Джон Пэттон не мог его выговорить, а никакой
информации нигде про этот концерт не было. Сразу
объясню, что брейтофон - это своего рода сиамские
близнецы - сопрано-саксофоны. Мундштука у них два
и раструба тоже два, но часть самой трубы едина, и
клапаны устроены так, что можно играть, используя
весь диапазон инструмента, а не только его
верхнюю часть.
Карьера Пэттона никогда не была особенно
успешной. Уже записанные альбомы 60-х увидели свет
только в середине 80-х, после реанимации лейбла Blue
Note. В 70-х интерес к Хэммонд-органу пропал, и
казалось, что карьера Джона Пэттона закончилась,
но в 90-х выходят один за другим три альбома,
каждый их которых можно с уверенностью назвать
выдающимся. Чарующий "groove" саунд его Hammond B-3
нисколько не изменился. Годы не умерили его
энергии, а техника не стала хуже. Можно смело
утверждать, что такие популярные сегодня группы,
как Medeski, Martin & Wood и Wayne Horvitz & Zony Mash выросли
именно из его музыки.
Не знаю, почему концерт организовали
так поспешно, но подготовлены музыканты были на
все сто. Сначала я было испугался, что маэстро не
может уже играть во всю силу, так как в первой
вещи его было почти не слышно; но оказалось - это
было сделано только для того, чтобы показать, как
умеют играть остальные музыканты. И надо сказать,
они таки умеют. Уже во второй композиции Джон
Пэттон заиграл, используя все свое мастерство.
Чуть-чуть подпевая и непрерывно раскачивая в
такт головой, руками он создавал прекрасную
музыку. Плохая акустика, чопорная публика и
душный зал исчезли. Четверо совершенных
музыкантов преобразили пространство и
остановили время. Все, кроме музыки, стало вдруг
несущественным и неважным. Первые слова, которые
я услышал, были "еще одну!" - это произнес
человек за соседним столом... как оказалось,
прошло почти полтора часа, сет закончился, а эти
слова после шквала аплодисментов были обращены к
Джону Пэттону. "Еще одну?", - переспросил тот.
- "Ладно, одну быстренько сыграем". И сыграли
- пятнадцатиминутный быстрый блюз. Все. Точка.
Занавес. На этом я умолкаю. Что тут еще скажешь?
Ничего не буду обещать на этот раз, но если что-нибудь будет стоящее, то я обязательно про это напишу.