Blog (archive): 17 мая 2000 г. - пока не начался джаз...

Все ближе и ближе фестивальный сезон. До основных событий года остается две недели, а уже в конце этой стартует новоджазовый Vision Festival. Ну а пока жизнь идет своим чередом. В конце прошлой недели в нескольких клубах свои и чужие проекты представлял саксофонист Тим Берн, а в клубе Tonic легендарный английский гитарист Дерек Бейли в течение всего месяца играет со всеми, кого хоть в какой-то степени можно отнести к авангарду.

Дрю ГрессВ последнее время Тим Берн постоянно играет в нескольких собственных ансамблях. Один из них - трио Paraphrase с контрабасистом Дрю Грессом и барабанщиком Томом Райни. Добавив к этому коллективу пианиста Ури Кейна, мы получим квартет теперь уже Дрю Гресса - Drew Gress' Lyric Collision. Это относительно новое образование совсем недавно начало клубный тур по Нью-Йорку.
Концерт, на который мне удалось попасть, проходил в небольшом интернет-кафе, расположенном недалеко от легендарного клуба CBGB's. Название у кафе самое тривиальное - Internet Cafe. Еще во время настройки инструментов у музыкантов возникли подозрения по поводу акустики зала. В самом деле, представьте себе помещение, больше всего напоминающее вагон метро, в одном конце которого - бар у стены, затем примерно в середине по обе стороны от прохода располагаются музыканты, а дальше стоят столики с компьютерами, и в торце - выход на улицу и окно, в которое вмонтирован совсем не тихий кондиционер. Как и положено вагону, до потолка можно почти дотянуться рукой. Тем не менее оказалось, что звук вполне приличный. Надо отдать должное музыкантам и прежде всего барабанщику Тому Райни, хороший звук - это в первую очередь именно их заслуга.
Тим Берн Двухчасовая авторская программа состоит в основном из лирических композиций, что всецело оправдывает данное квартету название. В одной из пьес, сыгранной, кстати говоря, в двух разных версиях, Дрю Гресс играет на педальной стальной гитаре, издавая с ее помощью и с помощью слайда довольно интересные звуки, совсем непохожие на то, как обычно звучит этот инструмент в руках блюзменов.
По-новому для меня раскрылся на концерте Тим Берн. Во-первых, на привычном баритоне он играл только в одной композиции, а все остальное время в его руках был альт-саксофон. Во-вторых, и в главных, его способность играть лирические мелодии оказалась ничуть не слабее таланта играть авангард. Хотя я знал, что он много сотрудничал с главным лириком саксофона Дэвидом Сэнборном, это оказалось для меня приятной неожиданностью.
Ури КейнДругим замечательным мелодистом с виртуозной техникой показал себя Ури Кейн, которому из-за нехватки места пришлось довольствоваться электропиано. Опыты по смешиванию классики с джазом и поп-музыкой помогают ему вливаться в любые проекты, не контрастируя с другими музыкантами, но одновременно сохраняя собственный стиль.
Несмотря на странную обстановку кафе, в котором, кроме слушателей, постоянно появлялись и обычные посетители, желающие только поскорее добраться до своей электронной почты, а хозяин все время сновал от барной стойки к столикам и обратно, - концерт получился превосходным. Удивительно, но и зрителей в зале было довольно много, хотя сайт с расписанием интернет-кафе не обновлялся несколько месяцев. Было бы время, я бы еще не раз пошел бы послушать Drew Gress' Lyric Collision, но все ближайшие концерты попадают как раз на самое горячее фестивальное время. Так что придется ждать появления альбома, который музыканты должны записать уже летом. А там, глядишь, Тим Берн его выпустит на своем Screwgun Records.

Джон БатчерИз множества концертов с участием Дерека Бейли я выбрал один из самых необычных - с саксофонистом Джоном Батчером и контрабасисткой Джоэль Леандр. В концерте должен был принимать участие перкуссионист Рон де Джонг, но его по неизвестной причине не было. Вообще это был очень и очень странный сет. Странный не сколько в музыкальном, сколько в организационном плане.
Дерек БейлиСкорее всего, семидесятилетний Бейли (господин очень серьезный и своеобразный) воспринял второй сет просто как продолжение первого. Для таких клубов, как Knitting Factory, это обычно так и есть. Хотя в программе стоит два независимых концерта, на самом деле это просто два отделения одного концерта, поэтому дополнительные билеты покупать не нужно, да и время начала второй части никогда не совпадает с тем, что написано в расписании клуба. Впрочем, она всегда позже, чем объявлено, так что опоздать на нее довольно сложно. Другое дело - в "Тонике". Тут если в программе нет явного указания на то, что концерт сдвоенный, то нужно покупать второй билет, да и программа часто та же самая. Видимо, Бейли об этом или не знал, или решил, что более вероятно, просто пренебречь правилами. В результате концерт начался на пятнадцать минут раньше объявленного срока, во время исполнения в зале все время появлялись новые слушатели, а некоторые вообще пришли к тому моменту, когда короткий сорокаминутный сет кончился.
Джоэль ЛеандрВесь этот кавардак никак не отразился на невозмутимых европейцах на сцене. Уникальный Батчер издавал уникальные звуки из своего саксофона, изобретательная Леандр изобретательно играла смычком и пальцами на всех мыслимых частях своего контрабаса, а героический Бейли геройски терроризировал свою гитару. Получалось, как ни удивительно, очень достойно. Описать словами их игру я не берусь, но замечу, что это не была ассоциируемая обычно со словом "авангард" собачатина. Наверное, больше подходят слова о свободной импровизации, основанной на нетрадиционном звукоизвлечении и атональной гармонии. В анонсе стиль Джона Батчера был назван "пост-тональным модернизмом". Интересно, есть ли какое-нибудь разумное определение стиля, скрывающегося под этим ужасным названием? Или это очередной ярлык, прицепленный музыкальными критиками и таким образом "раскрывающий" слушателю истинную сущность Джона Батчера?

  • Страницы музыкантов на сервере European Free Improvisation Pages:
  • Рецензия на совместный альбом Дерека Бейли и Джоэль Леандр - No Waiting, Derek Bailey and Joelle Leandre
  • Лейбл Дерека Бейли - Incus Records

Стивен БернстинВ том же "Тонике" через два часа после Батчера, Бейли и Леандр выступал один из самых ярких ансамблей последнего времени - квартет Sex Mob трубача Стивена Бернстина. Зная не понаслышке о необузданной энергии единственного в мире мастера слайд-трубы, я готовился к чему-то необычному. И, надо сказать, предчувствия меня не обманули. Из всего того, что я видел и слышал до этого, концерт Sex Mob был самым веселым, громким, безумным и радостным. Два часа непрерывно в зал низвергался музыкальный водопад, несравнимый по своей мощи ни с одним из ранее виденных мной джазовых концертов.
"Sex Mob"В Sex Mob, кроме Стивена, играют саксофонист Бригган Краусс, контрабасист Тони Шерр и барабанщик Кенни Воллесен. Для каждого из них Sex Mob - один из многих проектов, но наверняка только в нем они чувствуют себя настолько свободно. Основная отличительная черта этого ансамбля в том, что большую часть его репертуара составляют переделанные до неузнаваемости совсем неджазовые композиции. Наряду с собственными вещами Бернстина в их репертуаре пьесы Дюка Эллингтона, а также Rolling Stones, Nirvana, Prince, Пол Маккартни, Джеймс Браун, и даже всем известная песня "Макарена". Аранжировки Стивена Бернстина отличает фанковый ритм и мощный свинговый драйв. Кстати, наибольшую известность ему принесли именно аранжировки, сделанные, впрочем, совсем в другом ключе. Я имею в виду его работу с ансамблем Kansas City Band, созданным специально для фильма Роберта Алтмана Kansas City, и собравшем на одной сцене беспрецедентное количество звезд джаза.
Маркус РохасПримерно в середине концерта на сцену в буквальном смысле слова выбежал специальный гость Маркус Рохас. Быстро расчехлив свою тубу, он присоединился к уже основательно разогретым музыкантам. Рохас и Бернстин знакомы давно. До Sex Mob вместе с гитаристом Дэвидом Тронзо они играли в трио Spanish Fly, а сейчас оба участвуют в большом ансамбле Kamikaze Ground Crew (см. дневник за 29 марта). Виртуоз столь редкого инструмента жизнерадостный Маркус Рохас разбавил острый и несколько агрессивный саунд квартета своими добродушными и смешными звуками. Его туба всхлипывала, дышала и храпела, повинуясь желанию музыканта.
Еще немного о звуке. Бернстин на концерте использует три разных микрофона. Один из них предназначен исключительно для разговоров о музыке, музыкантах и, конечно, о мэре города, без которых не обходится ни одно его выступление, второй - обычный клубный микрофон, подключенный к пульту напрямую - для трубы, а третий - необычный, похожий на микрофон для губной гармошки, подключен через комбик. Именно с помощью этого микрофона Стивен играет самые пронзительные соло. Микрофон Бриггана Краусса располагается намного выше саксофона, который он вдобавок ко всему часто приглушает с помощью свернутого платка, засунутого в раструб инструмента. В результате всех этих манипуляций звук всех инструментов, кроме слайд-трубы, получается несколько смазанным и... своеобразным.
После двух часов игры и одной вещи на "бис" взмыленные, но довольные музыканты спустились со сцены и еще долго вместе со слушателями обсуждали, где они встретятся в следующий раз.

Как и в прошлый раз, ничего заранее планировать не буду. Поживем, увидим, напишем.

<<<<    Ivan Shokin's diary home    >>>>
design bystudio-o.com | links: