На этой неделе мне удалось побывать на трех
концертах в двух известных нью-йоркских клубах.
Все три концерта так или иначе были связаны с
даунтаун-джазом. Но обо всем по порядку.
Итак, в прошлую среду (12 января) в главном зале клуба Knitting Factory выступало трио контрабасиста Кермита Дрисколла. В основном известный своим участием в проектах Билла Фризелла и работой в группе New and Used, на этот раз Дрисколл представлял собственную программу. Как я и предполагал, роли в ансамбле четко не распределены. То есть все три участника выступают и как солисты, и как аккомпаниаторы.
Кстати о музыкантах: кроме Кермита, в его трио - саксофонист Билли Дрюз и барабанщик Джои Барон, один из самых интересных и самых занятых на сегодняшний день музыкантов даунтаун-джаза. Сложная музыка, звучащая со сцены, представляет собой сплав латиноамериканских, джазовых, авангардных, классических и народных мелодий, с огромной энергией обрушивающийся на слушателя. Музыканты и зрители-слушатели были настолько воодушевлены происходящим, что смолкнувшие на мгновение аплодисменты переросли в небольшую овацию, после которой была сыграна одна вещь на бис. Случай довольно редкий для Knitting Factory, особенно для первого вечернего сета. Самым, пожалуй, интересным было то, как Дрисколл и Барон общались во время концерта, все время вызывая друг друга на музыкальный поединок, который и завершился полной победой всех находящихся в зале.
В это же время в куда более респектабельном клубе Jazz Standard проходила серия концертов нового проекта еще одного выдающегося музыканта - кларнетиста Дона Байрона. Его новая программа называется "Музыка для шести музыкантов". В состав ансамбля входят кларнет, труба, фортепиано, бас-гитара, барабаны и конги. Несмотря на довольно дорогую обстановку и хорошую аппаратуру, звук оставлял желать лучшего - низкие потолки, длинный зал (и, как следствие, множественные колонки) и пробивающиеся звуки другого джазового бэнда из расположенного над клубом ресторана слушать явно не помогали. А между тем слушать было что. Целиком авторская, программа была составлена из тщательно подобранных мелодий, основанных на джазовых, еврейских и латиноамериканских мелодиях. Особенно нежно и совершенно нестандартно прозвучали тихие дуэты фортепиано и кларнета. Для меня это было несколько неожиданно, так как в последнее время Байрон записывал совершенно другую музыку с не совсем цензурными текстами, диджеями и тому подобным. Однако явно чувствовалось, что, несмотря на высокий профессионализм, музыкантам не очень уютно в этом зале, а приготовленный заранее бас-кларнет так и не зазвучал со сцены. Их можно понять - кому же приятно играть в полупустом зале под звон посуды и при явном отсутствии интереса у "публики". Будем надеяться, что это не единственное место, где можно увидеть этот секстет.
И, напоследок, самый некоммерческий и странный концерт, на котором мне довелось побывать - квартет Джо Морриса все в том же Knitting Factory. Моррис настолько бескомпромиссный авангардист, что мне абсолютно непонятно, как ему удается выпускать пластинки и концертировать. Даже зная это, я был поражен тем, что происходило в этот вечер на сцене. Итак, квартет Joe Morris & Many Rings - это: Джо Моррис (Joe Morris) - электрогитара, Карен Борка (Karen Borca) - фагот, Роб Браун (Rob Brown) - альт-саксофон, флейта и Андриа Паркинс (Andrea Parkins) - аккордеон, сэмплер. Они сыграли всего три вещи, но оставили ощущение, что перед слушателем развернулась целая жизнь. Напор, диссонансы, почти полное отсутствие мелодий, мрачная картина современной урбанистической действительности. И при этом улыбки в зал (Америка все-таки), какие-то семейные разговоры в паузах...Как и положено на таком концерте, людей в зале едва ли не меньше, чем на сцене, да и из них половина ушла, не дождавшись конца. В мире этих звуков нет страха, любви, красоты или ненависти, но есть ужас, смерть, боль и хаос. Не уверен, что я когда-нибудь захочу испытать те же чувства снова.
Вот на сегодня и все.
Итак, в прошлую среду (12 января) в главном зале клуба Knitting Factory выступало трио контрабасиста Кермита Дрисколла. В основном известный своим участием в проектах Билла Фризелла и работой в группе New and Used, на этот раз Дрисколл представлял собственную программу. Как я и предполагал, роли в ансамбле четко не распределены. То есть все три участника выступают и как солисты, и как аккомпаниаторы.
Кстати о музыкантах: кроме Кермита, в его трио - саксофонист Билли Дрюз и барабанщик Джои Барон, один из самых интересных и самых занятых на сегодняшний день музыкантов даунтаун-джаза. Сложная музыка, звучащая со сцены, представляет собой сплав латиноамериканских, джазовых, авангардных, классических и народных мелодий, с огромной энергией обрушивающийся на слушателя. Музыканты и зрители-слушатели были настолько воодушевлены происходящим, что смолкнувшие на мгновение аплодисменты переросли в небольшую овацию, после которой была сыграна одна вещь на бис. Случай довольно редкий для Knitting Factory, особенно для первого вечернего сета. Самым, пожалуй, интересным было то, как Дрисколл и Барон общались во время концерта, все время вызывая друг друга на музыкальный поединок, который и завершился полной победой всех находящихся в зале.
В это же время в куда более респектабельном клубе Jazz Standard проходила серия концертов нового проекта еще одного выдающегося музыканта - кларнетиста Дона Байрона. Его новая программа называется "Музыка для шести музыкантов". В состав ансамбля входят кларнет, труба, фортепиано, бас-гитара, барабаны и конги. Несмотря на довольно дорогую обстановку и хорошую аппаратуру, звук оставлял желать лучшего - низкие потолки, длинный зал (и, как следствие, множественные колонки) и пробивающиеся звуки другого джазового бэнда из расположенного над клубом ресторана слушать явно не помогали. А между тем слушать было что. Целиком авторская, программа была составлена из тщательно подобранных мелодий, основанных на джазовых, еврейских и латиноамериканских мелодиях. Особенно нежно и совершенно нестандартно прозвучали тихие дуэты фортепиано и кларнета. Для меня это было несколько неожиданно, так как в последнее время Байрон записывал совершенно другую музыку с не совсем цензурными текстами, диджеями и тому подобным. Однако явно чувствовалось, что, несмотря на высокий профессионализм, музыкантам не очень уютно в этом зале, а приготовленный заранее бас-кларнет так и не зазвучал со сцены. Их можно понять - кому же приятно играть в полупустом зале под звон посуды и при явном отсутствии интереса у "публики". Будем надеяться, что это не единственное место, где можно увидеть этот секстет.
И, напоследок, самый некоммерческий и странный концерт, на котором мне довелось побывать - квартет Джо Морриса все в том же Knitting Factory. Моррис настолько бескомпромиссный авангардист, что мне абсолютно непонятно, как ему удается выпускать пластинки и концертировать. Даже зная это, я был поражен тем, что происходило в этот вечер на сцене. Итак, квартет Joe Morris & Many Rings - это: Джо Моррис (Joe Morris) - электрогитара, Карен Борка (Karen Borca) - фагот, Роб Браун (Rob Brown) - альт-саксофон, флейта и Андриа Паркинс (Andrea Parkins) - аккордеон, сэмплер. Они сыграли всего три вещи, но оставили ощущение, что перед слушателем развернулась целая жизнь. Напор, диссонансы, почти полное отсутствие мелодий, мрачная картина современной урбанистической действительности. И при этом улыбки в зал (Америка все-таки), какие-то семейные разговоры в паузах...Как и положено на таком концерте, людей в зале едва ли не меньше, чем на сцене, да и из них половина ушла, не дождавшись конца. В мире этих звуков нет страха, любви, красоты или ненависти, но есть ужас, смерть, боль и хаос. Не уверен, что я когда-нибудь захочу испытать те же чувства снова.
Вот на сегодня и все.