Blog (archive)
Vision 9
Семь дней, тридцать сетов, сто сорок музыкантов, две с лишним тысячи фотографий. Вот итог фестиваля. По сравнению с предыдущим, когда каждый день был полон открытиями, возвращениями в строй, небывалыми составами и прочими сюрпризами, этот был куда как спокойнее и однороднее. Народу было не меньше, но такого острого напряжения как в тот раз не было. Почти не было и накладок. Все было добротно и качественно. Почти во все дни народу был полный зал, невзирая даже на то, что в этом году добавили лишний день. Подробно писать про каждую группу смысла нет, да и не ставил я перед собой задачу рассказывать в деталях, кто и что делал. Так получилось, что каждый из семи дней запомнился в основном каким-то одним сетом, которые я тут и перечислю.

1. James "Blood" Ulmer, Jamaladeen Tacuma, Calvin Weston. Переключившись в последние годы на чистый электрический блюз Алмер из него не вылезает. Из него он и построил свою программу. Впрочем, в этот раз это был тяжелейший фанк-блюз. Все было бы совсем здорово, если бы Такума не хамил полсета звукорежиссеру из-за того, что сломался его усилитель. Особенно гнусно было то, что он пытался в это включить зрителей. Да, звук на фестивале был не очень хорош, но это же не повод устраивать подобный спектакль. (Проблемы, кстати, в этом году были и со светом. Вместо праздничной фестивальной яркости, радовавшей глаз год назад, была обычная вялая клубная подсветка, которая еле-еле давала возможность разглядеть музыкантов.) А в остальном это был наидрайвовейший сет, сумевший затмить даже очень неплохое шоу Сан Ра Аркестра под управлением Маршала Аллена.

2. Henry Grimes Trio with Marilyn Crispell & Andrew Cyrille. В фортепианный день все были хороши, но веселенькому дуэту Фреда Ван Хова и сентиментально серьезному трио с Мирой Мэлфорд не удалось превзойти совершенно изумительное трио Граймза. Напряженный, отлично выстроенный, феноменально хорошо сыгранный сет был одним из лучших на фестивале. И, чему я уже перестал удивляться, он был лучшим выступлением Граймза, которые я слышал. С каждым разом его музыка все более интересна, а качество исполнения все более высоко.

3. Whit Dickey Trio with Matthew Shipp & William Parker. Камерный Аркестр Жженый Сахар, выступление которого я ждал с нескрываемым нетерпением, в живом виде оказался довольно скучным и несколько непрофессиональным. Особенно меня поразила его солистка-рэпперша, которая на сцене была в основном занята тем, что подавала знаки каким-то своим знакомым в зале и даже звонила им по мобильнику. Марксист-антисемит Амири Барака со своей Голубой Аркой продемонстрировали, как и год назад, хорошо отрепетированную, но еще более радикальную, анти-бушевскую агитку. Но это как раз тот случай когда, цитируя Довлатова, если он против, то я за. Но что-то я отвлекся. Так вот, перевернутое трио с Шиппом и Паркером в качестве сайдменов показало что-то невероятно мощное и энергичное. Этакий фри джаз кор. При этом, что зная Шиппа конечно не удивительно, никаким туповатым собакиным забоем тут и не пахло. Просто очень хорошая современная и зажигательная, я бы даже сказал, музыка.

4. Steve Dalachinsky with Ximena Garnica & Tim Barnes / William Parker Quartet & Patricia Nicholson PaNic. В тот вечер было пять сетов, а потому отмечу два из них. Стив, насколько я могу судить, пишет очень неплохие стихи. В отличие от многих других близких фестивалю по духу поэтов-леваков, его тексты не откровенно политизированы и куда более сильно абстрагированы от повседневной реальности. Но слушать его, зачастую, не очень интересно и даже тяжело. Но в этот вечер он был прекрасен. В какой-то момент Стив даже начал петь, что было тоже совсем неплохо. И очень хороша была танцевавшая на его фоне Шимена Гарница. Про Барнса же я ничего не скажу. Не понимаю я его. Хорош был и совместный танцевально-музыкальный проект семьи Паркеров. И музыка в нем была хороша, и приглашенный на замену запутавшемуся в собственном концертном расписании Хамиду Дрейку исполнитель на таблах (таблоид?) Самир Чатерджи, и танцы, и костюмы. Но лучше всех там был, замеченный мной еще в прошлом году, танцовщик Кевин Бахман. Удивительной пластики и впечатляющих технических возможностей человек. Вот только не танцует он больше сейчас нигде.

5. Reggie Workman Ashanti's Message - History in the Making. Ни Купер-Мор, ни Милфорд Грейвз, выступления которых я ждал, не произвели на меня особенного впечатления. Купер-Мора я с этим трио до этого видел дважды, и укороченный и разбавленный вокалом фестивальный сет не показался ничем особенным. Грейвз же в основном занимался тасканием людей, а потому запомнился как цирк. С Реджи Уоркманом я до этого живьем не пересекался. Видимо зря, так как его группа была весьма оригинальна. Одна вдрызг беременная вокалистка чего стоила. А молодой саксофонист, который в конце начал читать рэп? И, ясное дело, сам Уоркман. Выдающийся контрабасист, и человек очень обаятельный.

6. Tri-Factor: Kahil El'Zabar, Bluiett & Billy Bang. Восстановленный Революционный ансамбль с Сироном, Лероем Дженкинсом и Джеромом Купером на меня никакого особого впечатления не произвел. То же можно сказать и про Tazz Роя Кэмбела. Дэйв Барелл запомнился в основном тем, что ровно полчаса по часам его группа фигачила собаку со всей возможной дури, а потом еще полчаса плавно переходила на лирику. (Для ровности моему другу Нобу было велено сказать, когда группе надо сворачиваться.) И еще он залил кровью из пораненного пальца весь рояль, так что тому же Нобу пришлось ее ночью оттирать. Зато несказанно хорошо было трио Tri-Factor. Превосходный ориентальный нескучный джаз, не перенасыщенный запилами и соло ритм-секции. Ее собственно и не было вовсе, потому что Эль'Забар именно играл, а не солировал. Ну а его аккомпанемент на большепальцевом африканском фортепиано со звукоснимателем к двойным вариациям Бэнга и Блюэта был просто чудесным.

7. Gunter Baby Sommer, Connie Bauer & Barre Philips. В последний, посвященный памяти контрабасистов Уилбора Морриса и Петера Ковальда, день фестиваля все сеты должны были быть главными. И так это, в сущности, и было. Пафосен и грандиозен был Буч Моррис со своим оркестром. Серьезен и неумолим - контрабасовый квартет Уильяма Паркера, закрывавший фестиваль. Оригинален и красив дуэт Гунды Готшэлк и Шу Фэнг Шиа. Но я хочу отметить трио музыкантов, увидеть вновь которых мне вряд ли скоро представится возможность. Это был очень европейский сет с некоторыми элементами трюкачества, но в исключительно гомеопатических дозах, зато с отличным не всегда заметным у других чувством меры и дозированной толикой совсем уж свободной импровизации. Возможно их выступление было немного суховато, но это можно простить немолодым умудренным опытом иностранцам. Ведь именно как иностранный воспринимался этот коллектив.

На этом пока все. До следующего мая такого столпотворения случиться не должно.
08.06.04 00:29 комментарии
design bystudio-o.com | links: